Блог

Голда Мейр

Стаття публікується мовою оригіналу 

Она была дочерью плотника из Киева — и премьер-министром. Она была непримиримой, даже фанатичной и — при этом — очень человечной, по-старомодному доброй и внимательной. Она закупала оружие и хорошо разбиралась в нем — и сажала деревья в пустыне. Создавая и защищая маленькое государство для своего народа, она многое изменила к лучшему во всем мире. Она стала легендой нашего века, а может и не только нашего. Ее звали Голда Меир. Голда — в переводе — золотая, Меир — озаряющая.

Голда Меир являлась одной из первых в мире женщин, достигших положения главы правительства. До нее лишь на Цейлоне и в Индии правительства возглавляли женщины — Сиримаво Бандаранаике и Индира Ганди. Женщина с необычайно здравым смыслом, она обладала удивительной способностью выявлять слабые места в аргументации своего оппонента. Например, вскоре после образования государства в Израиле произошло несколько случаев изнасилования, и во время заседания кабинета министров один из членов его предложил запретить женщинам находиться одним на улице по ночам — до тех пор, пока насильники не будут схвачены. «Я что-то вас не понимаю, — возразила Голда. — Мужчины совершают насилие. Мужчинам и не следует разрешать находиться на улице по ночам».

Голда Меир (Мабович) (1898-1978) родилась в 1898 году в Киеве, в Российской империи в бедной еврейской семье, в семье было восемь детей, пять из которых (четыре мальчика и одна девочка) умерли в младенчестве, выжили только сама Голда и две её сестры. Её отец, Моисей Мабович, был плотником, а мать — кормилицей. Начало 20 века в Российской империи ознаменовалось началом еврейских погромов, поэтому ни один еврей в России не мог чувствовать себя в безопасности, особенно в местах, где еврейское население было в меньшинстве. Поэтому в 1903 году Мабовичи вынуждены вернуться в Пинск (Беларусь), в дом бабушки и дедушки Голды.

В том же году Моисей Мабович уезжает на заработки в США. Через три года, в 1906 году Голда с сёстрами и матерью также эмигрируют в Соединённые Штаты. Здесь они селятся на севере страны в городе Милуоки, штат Висконсин.

После окончания школы Голда стала учительницей — и активной сторонницей сионизма. В возрасте чуть более двадцати лет она вышла замуж, репатриировалась в Эрец-Исраэль и вступила в кибуц. Вскоре Голда стала одним из лидеров Партии труда и близким соратником Бен-Гуриона, который как-то заметил: «Голда — единственный мужчина в моем кабинете».

Она всегда была готова пожертвовать всем ради воплощения своей детской мечты — объединения евреев. Годы лишений и жизни в постоянном страхе уничтожения сформировали твердую и непреклонную волю, которая постоянно вела ее долгой дорогой к вершине.

Мечта ее сбылась 14 мая 1948 года, когда Организация Объединенных Наций проголосовала за раздел Палестины. Голда Меир стала одной из двух женщин подписавших Декларацию независимости Израиля, всего декларацию подписало 38 человек, среди них всего две женщины Голда Меир и Рахель Коэн-Каган. Хорошо осведомленные политики говорили: «Если Бен-Гурион — это отец Израильского государства, то Голда — его мать».

В 1948 г., накануне образования Израиля, Бен-Гурион послал ее на тайную и опасную встречу с королем Иордании Абдаллой, чтобы попытаться убедить монарха не участвовать в войне арабов против еврейского государства, которое должно быть провозглашено. Впрочем, попытка оказалась тщетной.

Через четыре дня после провозглашения Государства Израиль, Советский Союз признал его де-юре. Этот дружественный жест Москвы был жизненно важен для новорожденного государства, которое уже четвертый день как находилось в состоянии войны со своими соседями — странами Арабской лиги: Египтом, Сирией, Ливаном, Трансиорданией, Ираком, Саудовской Аравией, Йеменом, — и египетские «спитфайеры» уже вовсю бомбили Тель-Авив. Москва, «при всем сочувствии к национально-освободительному движению арабских народов», не только официально осудила тогда эту агрессию, но и через восточноевропейских сателлитов форсировала поставки оружия и боеприпасов Израилю. Параллельно Сталин дал указание Комитету информации обеспечить с помощью тайных операций поддержку интересов СССР на Ближнем Востоке, где под прикрытием еврейского эмиграционного потока из восточноевропейских стран развертывалась советская агентурная сеть. Поток оружия из Восточной Европы в Израиль был столь значителен, что Вашингтон даже выступил с нотой протеста, обвинив Чехословакию в нарушении условий еврейско-арабского перемирия, установленного Советом Безопасности ООН 11 июня 1948 года. Однако коммунистический мир не отказался от военной помощи молодому государству в надежде привлечь его на свою сторону.

В июне 1948 года Г. Меир была назначена первым послом Израиля в СССР и занимала этот пост до марта 1949 года.Ее появление во время Рош-Гашана в главной синагоге Москвы было восторженно встречено десятками тысяч советских евреев, организовавших мощную демонстрацию, чтобы приветствовать ее. Среди них были и агенты госбезопасности, вооруженные фотоаппаратами: немало тех, кто пришел приветствовать Голду, получили большие сроки заключения в советских лагерях.Позже (с 1958 по 1966) Голда заняла пост министра иностранных дел Израиля и стала инициатором политики активной помощи молодым государствам Африки и сотрудничества с ними.

После кончины Леви Эшколя она стала премьер-министром (1969). Хотя многие из левых считали, что она проводит жестокую политику (Голда упорно выступала против создания в Эрец-Исраэль еще одного «палестинского» арабского государства и отрицала само существование «палестинского» народа), премьер-министр страстно надеялась на мирное разрешение арабо-израильского конфликта. В конце 60-х гг., когда Израиль вел с Египтом вялую и весьма дорогостоящую войну на истощение, ее спросили, когда будет заключен с Египтом мир. «Я распорядилась, — ответили она, — чтобы мне всегда, даже глубокой ночью, сообщали о каждом из наших убитых солдат. Когда и президент Насер отдаст распоряжение, чтобы его будили глубокой ночью, если погибнет любой египетский солдат, тогда и наступит мир».Последние годы ее жизни были омрачены чувством вины за то, что она не мобилизовала израильскую резервную армию за те дни, которые оставались до начала Войны Судного дня. Хотя сама Голда чувствовала приближение войны, она тем не менее положилась на твердые заверения своих военных советников об отсутствии оснований для беспокойства.

Когда объединенные войска Египта и Сирии неожиданно перешли в наступление, погибли сотни застигнутых врасплох израильских солдат; свыше 2700 солдат погибли и в последующие недели. «Я проживу с этими ужасными мыслями всю свою оставшуюся жизнь», — писала Голда в своей автобиографии.

Пожалуй, ярче всего характеризует душу Годды ее хорошо известное высказывание: «Единственное, чего я не могу простить арабам, — того, что они заставили наших сыновей убивать их сыновей».

Эта российская иммигрантка, обучавшаяся всего лишь один год в колледже и выросшая в гетто в Милуоки, стала единственной женщиной, подписавшей Декларацию независимости Израиля, его первым послом в России, его первым министром труда и социального страхования, первой женщиной — министром иностранных дел, и, наконец, первой и единственной женщиной — премьер-министром. Ее дух, упорство, уверенность помогли ей создать государство Израиль и в конечном итоге привели ее к тому, что она стала первой-женщиной-вождем. Меир послужила образцом для будущих женщин-лидеров, таких как Маргарет Тэтчер и Индира Ганди, и вдохновляющим примером для каждой женщины, которую привлекает роль борца за власть международного масштаба.

По материалам:

http://www.jobs.ua/business_articles/2/49/

http://www.eleven.co.il/article/12686

http://www.lechaim.ru/ARHIV/123/arhiv.htm

http://jhist.org/teacher/06_167.htm

«Женщина-миф». Предисловие и общая редакция Я. Цура, Чимкент: «Аурика», 1997. —560с.